ВРЕМЯ РЫБАЛКИ №3 (14)
АНТИКРИЗИСНЫЕ СПИННИНГИ
КОНСТАНТИН КУЗЬМИН
Еще год назад я и не мог себе такого представить - что буду предметно разбирать эту тему. Но теперешние наши реалии таковы, что те снасти, которые были многим из нас доступны еще совсем недавно, сейчас ощетинились кусачими ценниками. Это, понятно, не есть гуд, но серьезных оснований для депрессии, на мой взгляд, нет. Просто нам придется опуститься в выборе снастей на одну ступеньку ценовой лестницы вниз, а там, поверьте, сейчас не все так плохо, как, возможно, многие полагают.
ЧТО ТАКОЕ "СПИННИНГИ КЛАССА "НАРОДНЫЙ+"?
Лет десять назад я написал проходную, как мне казалось, газетную статейку под таким названием. Просто дал короткий обзор по "палкам" ценой в районе сотни или чуть больше долларов, которые присутствовали тогда на нашем рынке. Среди них был, например,
нашумевший в те годы Flamingo, Prince и какие-то еще, которые я помню с трудом. Интерес к той статье превзошел ожидания, а сам термин "народный+" стал применительно к снастям довольно употребительным. Это тот ценовой уровень, что оказался самым востребованным среди массы рыболовов, привыкших делать осознанный выбор. Просто если судить по тому, какие снасти обсуждаются на активных рыболовных форумах, то может сложиться впечатление, что очень многим из нас интересны те палки и катушки, что раза так в три дороже обозначенного ориентира. Но надо понимать, что даже если Василий Пупкин из Урюпинска обсуждает с друзьями тему женитьбы на нидерландской принцессе, в жены он все равно берет девушку из дома напротив. Вот так и с "контентом" форумов...
Мы вроде бы уже отвыкли использовать в роли единицы измерения доллар, но теперь к нему приходится возвращаться. Тут уж ничего не поделаешь - рубль сейчас не отличается стабильностью, а снасти закупаются дилерами отнюдь не за рубли. Поэтому к доллару, хотя бы так для ориентира, нам придется на некоторое время вернуться. И тут давайте, как и с десяток лет назад, обозначим розничную цену в сотню американских единиц как ту самую метку, от которой, с учетом, разумеется, некоторого плюс-минуса, мы будем отталкиваться в нашем определении спиннингов класса "народный+".
На китайской "палочной" фабрике
А БЮДЖЕТНЫЕ-ТО «ПАЛКИ» ПОДРОСЛИ!
Если еще раз обратиться к той моей публикации 2005 года, то тогда, помню, была определенная сложность подобрать для нее несколько спиннингов достойного уровня от разных производителей. Просто потому, что в тот период выпускающие бюджетные удилища фабрики в основной своей массе были далеки по материалам и технологиям от тех заводов, что работали на исполнение дорогих заказов. Но китайцы, надо отдать им должное, нация очень обучаемая, а потому спустя какой-то очень небольшой интервал времени в типовом ассортименте рядовых китайских фабрик стали "зажигаться отдельные звездочки", ну а потом - и большая часть этого ассортимента стала обходиться без сколько-нибудь осязаемых "косяков". Иными словами, не только те палки, что выпускаются в Китае под серьезными брэндами (что являет собой само по себе некоторую гарантию качества), но и те, что рядовой китайский завод предлагает под своей торговой маркой или под маркой заказчика за очень небольшие деньги теперь уже наделены вполне приемлемыми рабочими характеристиками и уровнем надежности. Что, понятно, не может не радовать. Я ведь тестирую множество образцов спиннингов, преимущественно как раз из бюджетного сегмента, и не могу не отметить, что и случаев поломок этих образцов стало заметно меньше, и о большинстве таких удилищ можно говорить как о наделенных какой-либо конструкторской идеей, то есть исполнены они не по принципу "сделаем, а там – посмотрим, что вышло", а под решение вполне определенных задач.
Solpara. "Рабочая лошадка" от Major Craft
SOLPARA – КАК ПРИМЕР ТОГО, КАК МОЖНО «НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ»
Японский брэнд Major Craft уже давно представлен на российском рынке. Глянь непосвященный человек на ассортимент – у него просто в глазах зарябит от количества серий. Зачем столько? Не будем вдаваться в подробности, но, поверьте, мотивация такого разнообразия есть, причем она касается не только специализации спиннингов по видам ловли, но и, что для нас в данном контексте важнее, характерных для тех или иных серий цен.
Если вы немного знакомы со спиннингами Major Craft, то, скорее всего, ваш опыт связан с такими сериями, как Restive, Rizer и примерно равными им по ценнику, который можно назвать «средним». Те, что дешевле, воспринимались на их фоне этакими «серыми мышками». Мало кто, когда речь шла, подчеркнем, об осознанном, мотивированном выборе, на них еще год назад обращал внимание. Но вот – изменились обстоятельства, и мы пусть и вынужденно, стали эти бюджетные серии замечать. И как-то довольно быстро поняли, они гораздо интереснее, чем оно казалось раньше. Одна из таких серий – Solpara. Вроде как у японцев она проходит как чисто морская, но если оценить подборку моделей с чисто наших позиций, но оказывается, что ими можно закрыть, грубо говоря, две трети потребностей российских спиннингистов по направлениям ловли. Здесь есть и дальнобойные джигово-береговые, и жереховые «палки», и абсолютные универсалы, и УЛ-спиннинги разного типажа… На логичный вопрос о том, чем, собственно, Solpara отличается от других серий, где имеется схожая по параметрам и характеристикам подборка моделей, но они - в разы дороже, ответ следующий. Во-первых, это страна производства (в данном случае Китай и Вьетнам), во-вторых, экономия на фурнитуре и бланках, которая по деньгам выходит очень ощутимой, а на рабочих свойствах сказывается не сильно. Так что если вам не претит, что спиннинг исполнен где-то на родине Хо Ши Мина, и что он чуть тяжелее и чуть менее «звонок», нежели «истинный японец», то нет никаких препятствий выбору в пользу Solpara или аналогичных бюджетных серий от японских брэндов.
Резюме следующее. В рассмотренном нами случае дилерам не пришлось в пожарном порядке подстраиваться под «сдвиг» покупательской способности, который невозможно было предвосхитить заранее. У них уже была запасная площадка, которая очень даже пригодилась.
УГАДАТЬ С ТЕНДЕНЦИЕЙ
Я за последние лет пять-семь был свидетелем примерно десятка историй появления на нашем рынке новых «палочных» брэндов. Утвердиться и закрепиться на нем удалось отнюдь не всем. Лучше это получалось как раз у тех, кто угадывал, куда в ближайшие два-три сезона пойдет покупательский спрос. Был период, когда у многих из нас стали появляться «лишние» деньги. Соответственно, хорошо пошли дела у тех, чей модельный ряд был большей частью «антинародным» по ценнику.
Вечерняя щука на Пехорке. Nautilus Black Getter
Сейчас, как мы уже успели отметить, вектор спроса, образно говоря, сменил направление на противоположное, и в фаворе оказались те марки, кто сделал ставку на бюджетные серии.
Совсем недавно закончилась очередная рыболовная выставка на ВВЦ. Очень показательна подборка тех вопросов, что мне задавали посетители. По спиннингам девять вопросов из десяти касалось подбора спиннингов подчеркнуто бюджетного сегмента. А многие посетители приходили на выставку уже «подготовленными» и интересовались удилищами вполне конкретных марок. Чаще всего из них назывались Nautilus и Mottomo. С учетом сказанного выше следует отметить, что те, кто определяет политику этих брэндов с «угадыванием тенденции», определенно не промахнулись. Поскольку я неплохо знаком со спиннингами как той, так и другой марки, скажу несколько слов про каждую из них.